Каботаж и программа осторожной реформы
Высшим Евразийским Экономическим Советом ещё в мае 2015 года была Принята и утверждена Программа либерализации каботажных перевозок. Она рассчитана на поэтапные изменения, которые будут работать для рынка каботажных автотранспортных перевозок в период с 2016 по 2025 годы. К ней относятся
международные грузоперевозки РБ, России и Армении. При этом Казахстан намеревается не участвовать в реформе до окончания действия программы.
І этап (первые два года)
На данном этапе Беларусь даёт российским и армянским компаниям права на каботажные перевозки в Гомельской, Витебской или Могилевской области — одной из трёх. В свою очередь, РФ предоставляет армянам такие права на территории Ростовской области, Ставропольского края или Северной Осетии, а белорусам — в Брянской, Смоленской или Псковской области. Армения же открывает рынок для компаний из РБ и РФ в областях Лори, Арагацотн и Тавуш — также одной из указанных трёх.
Международные автомобильные грузоперевозки в Европу теперь стали доступнее. Например, с 2016 года можно выполнить одну такую каботажную перевозку в попутном направлении к государству регистрации. Только по правилам, фуры при этом нужно оснащать тахографами и спутниковой навигацией.
До начала каботажной перевозки автотранспорт должен стоять не более трёх дней после окончания основной перевозки груза и разгрузки. К примеру, если фура доставила груз из РБ в Россию, то за следующих три дня необходимо найти заказ по территории одной из трёх областей, оговоренных в программе.
ІІ этап
С января 2018 года срок поиска заказа увеличивается уже до календарной недели и таким остаётся на весь оставшийся период. В грузовике должно иметься разрешение компетентного органа и бортовой журнал с записями, которые подтвердят правомерность перевозки.
ІІІ этап
Все три страны с 2020 года и по 31 декабря 2024 обеспечивают компаниям-перевозчикам право на осуществление одной каботажной автоперевозки между другими двумя странами, где фирма не является резидентом. То есть, белорусы могут возить груз из РФ в Армению и наоборот. Также планируется запустить электронную систему выдачи подтверждений.
IV
С 1 января 2025 стартует последний этап, на котором все члены ЕАЭС предоставляют компаниям права на три последовательные перевозки между двумя странами для одного транспортного средства.
Условия
Любые перемещения, как
международные грузоперевозки в Польшу, так и по территории ЕАЭС, имеют свои правила. Для данной программы основных условий четыре:
1. Не допускается направление в другую страну пустого транспорта.
2. Доставка опасных грузов также запрещается.
3. Перевозчик должен быть включенным в специальный реестр и иметь подтверждение выполнения требований.
4. Необходимо соблюдать логическую последовательность (попутное направление или возвращение в страну регистрации).